MIME-Version: 1.0 Content-Type: multipart/related; boundary="----=_NextPart_01C43049.D9BCEE40" Данный документ является веб-страницей в одном файле, также называемой файлом веб-архива. Если вы видите это сообщение, значит данный обозреватель или редактор не поддерживает файлы веб-архива. Загрузите обозреватель, поддерживающий веб-архивы, например Microsoft Internet Explorer. ------=_NextPart_01C43049.D9BCEE40 Content-Location: file:///C:/49996504/Pravoved.htm Content-Transfer-Encoding: quoted-printable Content-Type: text/html; charset="us-ascii"
А.В=
;.
Птушенко
Правоведе=
085;ие
по-русски
В
некоторых
российских
вузах
наличествуk=
7;т
такой
предмет —
«Правоведеl=
5;ие». Однак=
;о
у меня есть
основания
подозреватn=
0;, что
на самом дел=
077;
мало кто
действителn=
0;но
понимает,
какие
проблемы
стоят за эти=
084;
вроде бы нем=
091;дрящим
словосочетk=
2;нием. Так
называемые
профессионk=
2;лы,
не в состоян=
080;и
правильно
сформулироk=
4;ать
смысл этого
термина. В
«лучшем»
случае они
делают вид,
что никаких
проблем нет =
080;
якобы нет
нужды в
каких-либо
определениn=
3;х.
В моей
личной
практике бы
=
83;
случай, когд=
072;
я преподава
=
83;
основы прав
=
72;
смешанной
группе (вклю=
095;авшей
студентов н
=
77;
только
разных
факультетоk=
4;,
но и разных
институтов R=
12;
экономико-ф
=
80;нансового
и
банковскогl=
6;
дела).
Естественl=
5;о,
я читал свой
собственныl=
1;
курс, мало со=
1074;падающий
с отсталыми
представлеl=
5;иями
минобразовk=
2;ния.
Естественl=
5;о,
мои требова
=
85;ия
к экзамену
для всех
студентов
были одинак
=
86;выми. Но в
табели студ
=
77;нтов
одного
института
значилось,
что они усво=
080;ли
курс «Право&raq=
uo;,
в то время
как другие я=
082;обы
осваивали
«Правоведеl=
5;ие». И
всему инсти
=
90;уционному
начальству
было в высше=
081;
степени нап
=
83;евать
на это.
Ещё
более
разительныl=
1;
пример
полного отс
=
91;тствия
какого-либо
понимания —
изданный в
текущем год
=
91;
под
редакцией
Б.И.Пугинско=
075;о
вузовский
учёбник
«Правоведеl=
5;ие»
[1]. Кстат=
и
на сегодня,
по-видимому,
— единствен
=
85;ый. (Если
не считать
отдельных
пособий для
средней
школы — есте=
089;твенно,
абсолютно
непригодныm=
3;
для вузов). К
правоведенl=
0;ю
этот
«учебник» н
=
77;
имеет
никакого от
=
85;ошения. Это нk=
7;
более чем
расширенныl=
1;
справочник
по
сегодняшнеl=
4;у
российскомm=
1;
законодатеl=
3;ьству. В нем
даже нет
определениn=
3;
предмета. Более
того, слово
«правоведеl=
5;ие»
красуется
только на об=
083;ожке
и далее ни
разу (!) не
встречаетсn=
3;
в сей
«замечателn=
0;ной»
книге.
Её первый
раздел
«Общие
положения о
государствk=
7;
и праве»
сразу же
ставит
студента в
привычно-за
=
84;ороченную
позицию без
=
86;трывности
права от
государствk=
2;. Как
будто на
свете нет
никаких ины
=
93;
подходов к
теории прав
=
72;,
кроме позит
=
80;вистского.
(Который, по
моему глубо
=
82;ому
убеждению,
принципиалn=
0;но
ошибочен).
А далее
вообще —
раздел II напроч=
1100;
уводит от
теории прав
=
72;,
занимаясь
только
описанием
сегодняшнеk=
5;о
(не только в
принципе
преходящегl=
6;,
но и весьма
плохо
обоснованнl=
6;го)
российскогl=
6;
законодатеl=
3;ьства. Хотя
он и назван
«Основы
государствk=
7;нно-правово=
1075;о
устройства
=
56;оссии», но не
содержит
никаких
общетеоретl=
0;ческих
обоснованиl=
1;
нашей
правовой
системы, а пр=
1086;сто
комментируk=
7;т
известные (н=
077;
всегда
юридически
корректные) =
089;татьи
ныне действ
=
91;ющей
Конституциl=
0;
РФ. (См. «Замеч=
ания
к КРФ»).
Третий
раздел
посвящен
якобы
«Правовому
=
88;егулирован=
1080;ю
гражданскиm=
3;
правоотношk=
7;ний». Но
если вы
начнёте его
читать,
немедленно
убедитесь, ч=
090;о
это — всего
лишь
пересказ
ныне
действующеk=
5;о
Гражданскоk=
5;о
Кодекса РФ.
Авторы уче
=
73;ника
настолько
завязли в
непониманиl=
0; принципиал=
1100;ной
разницы
между право
=
84;
и законом,
что
абсолютно н
=
77;
в состоянии
показать
студенту, гд=
077;
кончается
убогая сиюм
=
80;нутная
краткоживуm=
7;ая
практика
законотворm=
5;ества
и начинаетс=
03;
непреходящk=
2;я
наука о
Праве.
Интересно,
слыхали ли
они (не
студенты, а
авторы
учебника), чт=
1086;
бывают
неправовые
законы — даж=
077;
по решению
нашего
малоэффектl=
0;вного
Конституциl=
6;нного
суда?=
На этом
фоне полным =
085;онсенсом
выглядит че
=
90;вёртый
раздел —
«Правовое
обеспечениk=
7;
частных
интересов
граждан». Разве
предыдущий
раздел
посвящён
чему-то друг=
086;му? Зато
пятый разде
=
83;
способен ум
=
80;лить
внимательнl=
6;го
читателя. Он
присутствуk=
7;т
в «учебнике&raq=
uo;
дважды: с
одним и тем ж=
1077;
названием
(«Правовое
регулироваl=
5;ие
других видо
=
74;
отношений»),
но с
абсолютно
разным
содержаниеl=
4;.
Которое
однако, как и
всегда, свод=
080;тся
к пересказу
действующеk=
5;о
законодатеl=
3;ьства. И
хотелось бы
всё же
спросить
авторов: что
это такое — в
логико-сист
=
77;мном
и
юридическоl=
4;
плане: — «дру=
1075;ие
виды
отношений»?
Если
настолько
плох самый
последний
учебник, то
не повезло л=
080;
правоведенl=
0;ю
в иных издан=
080;ях?
Нет, не
повезло. БСЭ,
например,
вообще не
содержит
такой стать
=
80;. Впроч=
;ем,
как и её лати=
1085;ского
аналога:
юриспруденm=
4;ии
нет в «добле=
089;тной»
советской
энциклопедl=
0;и. Юрисд=
;икция
— есть.
Юрисконсуl=
3;ьт
— тоже есть. А вот
юриспруденm=
4;ии
нет.
Объяснить
это
несложно.
Советская
власть
стояла над
Обществом,
считала сво=
02; «классовую&=
raquo;
волю не
только закон=
ом,
но и правом, и
совсем не
нуждалась в
какой-то
науке о
праве.
Более того,
она
предлагала
вместо наук
=
80;
о праве
пресловутоk=
7;
«классовое
=
89;амосознани=
1077;». И
утверждала
выбитое
признание
как
«королеву
доказательl=
9;тв».
Попробоваl=
3;
бы тогда кто-=
1085;ибудь
пораспростl=
8;аняться
о научном
изучении
права.
За такие
штуки в своё
время прост
=
86;
сажали.
Возник=
072;ет
резонный
вопрос: люди,
получившие
свои «юриди
=
95;еские»
дипломы из
рук
советской
власти — не
только уже
несуществуn=
2;щей,
но и
признанной
сегодняшниl=
4; Обществом
ошибочной и
неэффективl=
5;ой,
— неужто
таких людей
разумно
сегодня
держать за
квалифицирl=
6;ванных
юристов? Где жk=
7;
элементарнk=
2;я
логика —
паспорта не
признаём, а
дипломы
(особенно
докторов
права)
считаем даж
=
77;
предпочтитk=
7;льными. Невзи=
;рая
на то, что ниг&=
#1076;е
в мире
госдиплом н
=
77;
считается
лучшим срав
=
85;ительно
с дипломами
высокорангl=
6;вых
негосударсm=
0;венных
вузов.
Во всём
мире, кроме
России, эти
же вузы явля=
102;тся
научными
центрами и
сами
присваиваюm=
0; учёные
степени, не п=
1086;зволяя
государствm=
1;
монополизиl=
8;овать
это важное
для Обществ
=
72;
пространстk=
4;о.
Каждый вуз
отвечает
перед
Обществом
(«рынком») за
научный
уровень
своих
выпускникоk=
4;. Для тl=
6;го
существует
мировая
система
рейтингов
вузов.
В которой
российским
вузам сегод
=
85;я
не находитс=
03;
места даже в
конце списк
=
72;
— особенно в
сфере гуман
=
80;тарных
наук.
Наука
сама вправе
квалифицирl=
6;вать
свои кадры. У
государствk=
2;
такого прав
=
72;
быть не
должно: сама =
1085;аука
вправе ему
указывать,
как себя
вести в
управлении
=
54;бществом. Однак=
;о
в
Росси (и
только в
России) — всё
наоборот. Бе=
076;ная
Россия!
И
сегодня
здесь мало
что
изменилось.
Краткий
словарь
современныm=
3;
понятий и те=
088;минов
[2] толкует о
праве, о
правонарушk=
7;нии,
о правосозн
=
72;нии
— о чём
угодно,
только не о
правоведенl=
0;и.
Правда,
юриспруденm=
4;ия
всё же упомя=
085;ута:
«…(от лат. Jurisprudentia=
— право&=
#1074;едение)
— совокупно
=
89;ть
юрид. наук;
правовая
система,
практическk=
2;я
деятельносm=
0;ь
юристов». Мы выl=
5;уждены
признать эт
=
86;
определениk=
7;
абсолютно
неадекватнm=
9;м.
Как это
ни
парадоксалn=
0;но,
только
немудрёный
Ожегов даёт
правильную
дефиницию: право=
1074;едение
— наук=
;а
о праве.
Почему
это не
приходит на
ум
многочислеl=
5;ным
юристам –
авторам
дебильных
учебников —
сие воистин
=
91;
уму
непостижимl=
6;! Ведь
достаточно
вспомнить
лежащую на
поверхностl=
0;
аналогию: в
программах
многих вузо
=
74;
существует
такая
дисциплина R=
12;
«Науковедеl=
5;ие». Разве
это описани
=
77;
частных
конкретных
законов
Природы? Но этl=
6;
и не
«совокупноl=
9;ть
наук» — это
краткое
изложение
общих принц
=
80;пов,
парадигм,
концепций и
методологиl=
1;
Науки.
Причём не
только
современноl=
1;. Но и п
=
88;ошлой. Но и
будущей — в
идеальном
представлеl=
5;ии. Иначе
говоря, Наук=
086;ведение
изучает
Науку с
большой бук
=
74;ы,
оставляя
локальные
конкретные
«текущие»
законы
частным
локальным
наукам, форм=
080;рующим
узкого
специалистk=
2;.
Точно
такой же
должна быть =
080;
наука о
Праве.
То есть
правоведенl=
0;е.
Конечн=
086;,
само право, и
даже вытека=
02;щие
из него зако=
085;ы,
исследуютсn=
3;
в курсе
правоведенl=
0;я. Но
именно
исследуютсn=
3;:
анализируюm=
0;ся
их базовые
принципы,
логические
=
80;
юридическиk=
7;
обоснованиn=
3;
рассматривk=
2;емых
положений,
методологиn=
3;
доказательl=
9;тв
истинности
=
80;
эффективноl=
9;ти
компонентоk=
4;
системы
права — без
какого-либо
смешения
анализа
права с
анализом
сиюминутныm=
3;
законов, лоб=
073;ирующих
некие
частные
(подчас
антиобщестk=
4;енные
и противопр
=
72;вные)
интересы.
Даже
курс «Право&raq=
uo;
недопустимl=
6;
строить тол=
00;ко
как
инфантильнl=
6;е
копание в
экскрементk=
2;х
государствk=
2;. Это —
удел
адвокатов и
историков
права.
И,
разумеется,
коррумпироk=
4;анных
чиновников. В
отличие от н=
080;х
всех, Правов=
077;д
—
исследоватk=
7;ль
и критик
права, устан=
086;витель
критериев
эффективноl=
9;ти
и показател
=
77;й
совершенстk=
4;а
взаимодейсm=
0;вия
подразделоk=
4;
(подсистем)
права,
установитеl=
3;ь
требований
=
82;
методологиl=
0;
законотворm=
5;ества,
определитеl=
3;ь
соответствl=
0;я
текущего
законодатеl=
3;ьства
требованияl=
4;
права. Право=
ведение
формирует
«направляюm=
7;ие
косинусы»
для
законодатеl=
3;я. Право=
;ведение
—
прерогативk=
2;
Концептуалn=
0;ной
власти, кото=
088;ой
в
стратегичеl=
9;ком
плане должн
=
99;
быть подчин
=
77;ны
три
остальные
ветви
государствk=
2;
— судебная,
законодатеl=
3;ьная,
исполнителn=
0;ная
(в порядке их
важности дл=
03;
Общества и
объёма
делегироваl=
5;ных
народом
полномочий).
В а=
;нглийском языке
В Росси=
1080;
аналогичнаn=
3;
система
классификаm=
4;ии
научных
кадров
введена
таким надго
=
89;ударственн=
1099;м
органом (чле=
085;ом
ЭКОСОС ООН) к=
1072;к
International Informatization Academy (Междунаро=
;дная
Академия
Информатизk=
2;ции);
автор этих
строк
удостоен
Академией
диплома
доктора
правоведенl=
0;я. Такой
диплом мног
=
86;
выше
«рядового»
=
74;нутригосуд=
1072;рственного
диплома РФ
«доктора
юридическиm=
3;
наук».
И получени
=
77;
его требует
гораздо
больших
усилий, чем у=
1076;овлетворен=
ие
своекорыстl=
5;ым
рутинным
требованияl=
4;
государствk=
7;нного
чиновничьеk=
5;о
аппарата (ве=
089;ьма
далёкого от
подлинной
передовой
науки).
А о
«советском&raqu=
o;
дипломе
сегодня и го=
074;орить
нечего: это в
основном
отрицательl=
5;ая
характерисm=
0;ика
для юриста.
Особенно
для «правов
=
77;да».
Понятн=
086;,
что такая
ситуация с
пеной на губ=
072;х
оспариваетl=
9;я
всем кланом
«государстk=
4;енных»
отечественl=
5;ых
юристов,
получивших
искажённое
односторонl=
5;ее
«чисто»
юридическоk=
7;
образованиk=
7;,
пишущих
бездарные
замороченнm=
9;е
учебники и о=
073;учающих
студентов
привычному
«отстою». С этиl=
4;
пора
решительно
кончать.
Понятн=
086;,
что это
непросто. Не
только из-за
своекорыстl=
5;ого
сопротивлеl=
5;ия
законников. =
048;
потому тоже,
что
подготовитn=
0;
правоведа н
=
72;
три порядка
сложней, чем
юриста-зако
=
85;ника. Как
сказал
классик,
можно всю
жизнь прора
=
73;отать
кочегаром, н=
077;
имея предст
=
72;вления
о
теплотехниl=
2;е.
Законник н
=
77;
слышал даже
такого имен
=
80;
— Гёдель. Его (н
=
77;
Гёделя, а
законника) н=
077;
учили всерь=
05;з
формальной
логике, он
понятия не
имеет о прин=
094;ипах
системоанаl=
3;иза,
он плохо
ориентируеm=
0;ся
в стилистик
=
77; русского
языка, он, как
правило, даж=
077;
не слышал
слово «инфо
=
88;мациология&r=
aquo;.
Потому всё,
выходящее и
=
79;-под
его пера,
бессистемнl=
6;,
нелогично, с=
090;илистическ&=
#1080;
и даже
грамматичеl=
9;ки
безграмотнl=
6;. Чтобы
в этом убеди=
090;ься,
достаточно
прочитать
налоговый
кодекс или
действующуn=
2;
конституциn=
2;
РФ.
Самое же
главное
общественнl=
6;е
зло от
законника —
его упёртое
непониманиk=
7;
принципиалn=
0;ной
подчинённоl=
9;ти
государствk=
2;
Обществу (а
именно —
Гражданскоl=
4;у
Обществу), а
закона (поро=
078;даемого
государствl=
6;м)
— Праву, созд=
1072;ваемому
Наукой от
имени
Общества.
Право —
подсистема
Культуры,
непосредстk=
4;енно
формирующаn=
3;
и
контролируn=
2;щая
деятельноl=
9;ть
человека ка
=
82;
социально о
=
90;ветственно=
1081;
и
законопослm=
1;шной
личности и опред=
;еляющая
все запреты и огран=
ичения,
налагаемые
Обществом н
=
72;
государствl=
6;,
представлn=
3;ющая
собой
систему
взаимосвязk=
2;нных
идей, максим
и принципов,
определяющl=
0;х и
направляющl=
0;х
формированl=
0;е
законов.
Общест=
074;о
— система,
организующk=
2;я
на определё
=
85;ной
территории R=
12;
от частного клуба=
; до
Планеты —
разумных и
целенаправl=
3;енных
особей в
интересах
обеспечениn=
3; их жиk=
9;недеятельн=
086;сти,
направленнl=
6;й
на
достижение
определённm=
9;х
духовных,
экологичесl=
2;их
и
вещественнm=
9;х
идеалов.
Госуда=
088;ство
— подсистем
=
72;
Общества,
координируn=
2;щая
функционирl=
6;вание
всех осталь
=
85;ых
подсистем и
организующk=
2;я
все необход
=
80;мые
Обществу
знаковые и
вещественнm=
9;е
потоки — ме=
090;одами
и в жёстких
рамках
правил,
установленl=
5;ых
Обществом.
Культу=
088;а
—
историческl=
0;
изменяющаяl=
9;я
системообрk=
2;зующая
функционалn=
0;ная
подсистема
Общества,
формирующаn=
3;
человека ка
=
82;
социально
активную и
законопослm=
1;шную
личность и
удовлетворn=
3;ющая
его духовны
=
77;
потребностl=
0;
— путём прои=
079;водства,
хранения,
распределеl=
5;ия
и
потреблениn=
3;
духовных
ценностей.
=
1050;орни
теории прав
=
72;
и теории
экономики
должны
произрастаm=
0;ь
из основ рац=
080;онального
природополn=
0;зования.
Экология н
=
72;ряду
с
правоведенl=
0;ем
должна стат=
00;
основой
образованиn=
3;
и воспитани=
03;
современноk=
5;о
человека — в
любой облас
=
90;и
его
последующеl=
1;
деятельносm=
0;и.
Необходимl=
6;
создать
новую
системную
науку,
изучающую
все объекты
одновременl=
5;о
с трех
позиций —
права,
экономики,
экологии.
Предлагаеl=
4;
назвать эту
новую межди
=
89;циплинарну=
1102;
ветвь науки эконо=
1083;огией.
Правов=
077;д
должен с
молоком
матери
впитать пон
=
80;мание
бессмертноl=
1;
теоремы
Гёделя, зави=
089;имость
информации
от тезаурус
=
72;
приёмника
(почему СМИ —
просто
глупость:
информация
=
74;
принципе не
бывает
массовой, ма=
089;совые
— сообщения),
недопустимl=
6;сть
общепринятl=
6;й
сегодня бес
=
89;истемной
декомпозицl=
0;и
системы
права.
Правовед
обязан
внушать
каждому
юристу-прак
=
90;ику
мысль об
эфемерностl=
0;
и
сиюминутноl=
9;ти
закона, о том,
что
неправовой
закон
априори
ничтожен, о
том, что
закон — это
всего лишь
указание го
=
89;ударства
самому себе =
080;
законопослm=
1;шному
гражданину,
как следует
вести себя в
опредёленнm=
9;х
ситуациях
Кто не
изучал
ничего свер
=
93;
пресловутоk=
5;о
«римского
права» и
прочих сводов
законов, кто
не имеет
необходимоl=
1;
философскоl=
1;,
системоанаl=
3;итической,
формальнолl=
6;гической
и информаци
=
86;логической
подготовки, =
212;
тот не имеет
права
именовать с
=
77;бя
правоведом.
Я вовсе
не призываю
каждого
гражданина
нарушать де
=
81;ствующее
законодатеl=
3;ьство. Мы выl=
5;уждены
жить по нему. Но
никто не в
праве лишит=
00;
нас права ка=
082;
угодно
жёстко крит
=
80;ковать
закон и
требовать
его
изменения —
когда мы
явственно в
=
80;дим
содержащиеl=
9;я
в нём огрехи
— системно-л=
086;гические
и
юридическиk=
7;,
тем более ст=
080;листически&=
#1077;
и
грамматичеl=
9;кие ошибк=
;и. Даже
наша соврем
=
77;нная
убогая
конституциn=
3;
не решилась
запретить
нам критику
законов. (И,
разумеется,
права).
Пятый пунк
=
90;
тринадцатоl=
1;
статьи (не
кажется ли
вам, что даже
здесь
вылезли на
свет некие
сакраментаl=
3;ьные
числовые
совпадения?)
гласит: «Зап=
088;ещается
создание и
деятельносm=
0;ь
общественнm=
9;х
объединениl=
1;,
цели или
действия
которых
направлены
на
насильствеl=
5;ное
изменение
основ конст
=
80;туционного
строя и
нарушение
целостностl=
0;
Российской
Федерации,
подрыв
безопасносm=
0;и
государствk=
2;,
создание
вооружённыm=
3;
формированl=
0;й,
разжигание
социальной,
расовой,
национальнl=
6;й
и
религиозноl=
1;
розни».
Понятн=
086;е
дело, я не
призываю ни =
082;
какому
разжиганию
религиозноl=
1;
розни, не при=
1079;ываю
я и создават=
100;
какие-либо
вооружённыk=
7;
формированl=
0;я,
тем более —
прибегать к
каким-либо
антигосудk=
2;рственным
действиям. Я приk=
9;ываю
лишь к тому,
чтобы не был=
086;
безграмотнm=
9;х,
тем более — н=
1077;правовых
законов. Я
призываю ур
=
77;зонить
«госправовk=
7;дов»,
утверждающl=
0;х,
что закон —
не следстви
=
77;,
а якобы
«источник
права». Я приk=
9;ываю
признать, на=
082;онец,
в открытую,
что
государствl=
6;
— слуга
народа, подс=
080;стема
Гражданскоk=
5;о
Общества, а
не некая
самодовлеюm=
7;ая
и
самодостатl=
6;чная
надобществk=
7;нная
структура. И что
из этого
вытекает
приоритетнl=
6;сть
интересов (в
том числе и
безопасносm=
0;и)
Общества
перед
локальными
интересами
государствk=
2;. Ведь
государствl=
6;
— всего-навс=
077;го
подсистема
Общества:
наёмная сис
=
90;ема
управления,
обязанная
обеспечиваm=
0;ь
Общество
всеми инфор
=
84;ационными
и веществен
=
85;ыми
потоками,
необходимыl=
4;и
для
координациl=
0;
взаимодейсm=
0;вия
всех осталь
=
85;ых
подсистем
Общества:
биологичесl=
2;ого
воспроизвоk=
6;ства,
вещественнl=
6;го
производстk=
4;а,
общественнm=
9;х
отношений и
Культуры
(которая и
является
системным
базисом
Права).
Пора понят=
00;:
пресловутыk=
7;
«государстk=
4;енные
интересы» н
=
77;
должны быть
ничем иным,
как интерес
=
72;ми
личности и О=
073;щества.
Вместе =
1089;
тем
следовало б
=
99;
спросить
многочислеl=
5;ных
(и не
согласованl=
5;ых
между собой)
авторов нын
=
77;
действующеl=
1; Конституци=
1080;
РФ: а что они,
собственно,
понимают по
=
76;
«насильствk=
7;нным
изменением
строя»? Если в
пользу этог
=
86;,
например,
выскажется
всё
униженное
население
России — воп=
088;еки
желанию нын
=
77;
действующеl=
1;
мафиозно-пл
=
91;тократичес=
1082;ой
«верхушки»?
Следуе=
090;
спросить и о
«вооружённm=
9;х
формированl=
0;ях». Чего
не разрешае
=
90;
конституциn=
3;? Разве
Обществу
нужны
многочислеl=
5;ные
вооружённыk=
7;
подразделеl=
5;ия,
охраняющие
незаслуженl=
5;ый
покой
оборзевших
плутократоk=
4;
и коррумпир
=
86;ванных
чиновников?
Почему име
=
85;но
к ним
нынешняя
исполнителn=
0;ная
власть не
применяет
санкций,
постулировk=
2;нных
Конституциk=
7;й
РФ?
Обучен=
080;е
студентов —
дело, как
заметил нек
=
86;гда
известный
классик, —
архиважное. Чему
их научат —
таким и буде=
090;
будущее
Общество. И еслl=
0;
учить их
ифантильно-
=
76;ебильному
«отстою»,
легко предс
=
90;авить,
каким будет
это будущее
Общество. Если,
конечно, не
вымрет за
два-три поко=
083;ения.
«Чисты=
077;»
юристы не
только
незнакомы с
=
86;
следствиямl=
0;
бессмертноl=
1;
теоремы
Гёделя (ищи
решение
своей
проблемы, не
в породивше
=
81;
её системе, а
в
надсистеме),
но ничего не
слышали и о
законе
отрицательl=
5;ой
обратной
связи.
Суть его
такова. По прn=
3;мым
связям от
системы
управления
(государств
=
72;)
поступают
командные
сигналы к
управляемоl=
1; надсистеме
(Обществу).
Обратные
связи позво
=
83;яют
системе
управления
узнать резу
=
83;ьтаты
выполнения
предыдущих
команд и
исправить
своё послед
=
91;ющее
поведение. Полож=
;ительная
обратная
связь
усиливает у
=
87;равляющий
сигнал.
Отрицателn=
0;ная
обратная
связь
ослабляет
его — «среза=
103;»
избыточную
часть
сигнала. Систе=
;ма,
не имеющая о=
090;рицательны&=
#1093;
обратных
связей, идёт
вразнос — до
полного
физическогl=
6;
уничтожениn=
3;
управляемоl=
1;
системы.
Не
кажется ли
вам, что в
сегодняшнеl=
1;
России слож
=
80;лась
именно посл
=
77;дняя
ситуация?
И не без
участия
«правовернm=
9;х»
государствk=
7;нных
законников.
Измени=
090;ь
это
положение
можно
единственнm=
9;м
способом:
отобрав у
государствk=
2;
монополию н
=
72;
классификаm=
4;ию
научных
кадров и на п=
1088;инудительн=
ое
внедрение
«государстk=
4;енных
образоватеl=
3;ьных
стандартов&raqu=
o;.
Понятно, чт=
086;
любое
государствl=
6;
«правовернm=
9;х»
чиновников
себе всегда
подготовит. Но в
интересах О
=
73;щества
(а потому и го&=
#1089;ударства!)
всегда имет=
00;
высокообраk=
9;ованную
и эффективн
=
91;ю
оппозицию,
выполняющуn=
2;
функции
отрицательl=
5;ой
обратной
связи.
Или —
«адвоката
дьявола»,
если
некоторым
так
понятнее. Общес=
;тву
необходима
подлинная
интеллигенm=
4;ия.
Которая «с
молоком
матери»
впитает смы
=
89;л
и важность п=
088;отиводейст&=
#1074;ия
любой
власти. Даже
самой
порядочной. Интел=
;лигенция,
которая не
побежит с
априорной п
=
86;ддержкой
к властям
предержащиl=
4;. И с
протянутой
=
82;
ним же рукой
(в надежде,
что «чего-ни=
073;удь
дадут» — как
сказал
некогда мно=
02;
весьма
уважаемый
известный
артист).
Полага=
102;,
сказанного
достаточно,
чтобы призн
=
72;ть
актуальной
эту истину:
знание осно
=
74; правоведен&=
#1080;я
необходимо
культурномm=
1;
человеку да
=
78;е
более, чем
знание
науковеденl=
0;я. Понят=
;но,
что знание
конкретных
законов, изд=
072;нных
«текущим»
государствl=
6;м,
так же менее
важно для
формированl=
0;я
интеллигенm=
0;а,
как и деталь=
085;ое
знание
конкретных
частных
законов
природы. Важны
общие идеи,
концепции и
парадигмы. Важно
знание
методологиl=
0;,
позволяющеl=
1;
самому
находить
новые знани=
03;
и эффективн
=
86;
освобождатn=
0;ся
от засилья
устаревших. К
студенту
надо
относиться
как к фиалу, в
котором над
=
86;
возжечь
огонь разум
=
72;,
а не как к
мешку,
который над
=
86;
поплотнее
набить быст
=
88;о
устаревающl=
0;ми
конкретнымl=
0;
частными
знаниями.
Понятн=
086;,
что
реализация
этой
программы н
=
77;возможна
без системы
самодостатl=
6;чных,
ни в чём не за&=
#1074;исящих
от
государствk=
2;
—
надгосударl=
9;твенных
— учебных
заведений.
Которые бу
=
76;ут
выше «даруе
=
84;ого»
государствl=
6;м
права выдач
=
80;
«госдипломk=
2;»
и не будут
обеспокоенm=
9; возможност=
1100;ю
спасения от
призыва в
армию.
Господ=
072;
сторонники
капиталистl=
0;ческой
системы
хозяйства! Будьт=
;е
последоватk=
7;льны:
раз уж капит=
072;лизм
— то уж во
всём. Прежде
всего — в
образованиl=
0;. Пусть=
; будет
рынок
специалистl=
6;в,
на котором
легко
выяснится,
кто чего
стоит — кто
готовит
дальновиднm=
9;х
и эффективн
=
99;х
профессионk=
2;лов,
а кто
правоверныm=
3;
«отстойникl=
6;в»,
способных
только
инфантильнl=
6;
приспосаблl=
0;ваться
к неправовы
=
84;
деяниям
текущего
государствk=
2;. И
давайте
напрочь
лишим наше
неэффективl=
5;ое
и
неоправданl=
5;о
дорогостояm=
7;ее
государствl=
6;
монопольноk=
5;о
права
формироватn=
0;
этот рынок п=
086;
собственноl=
4;у
усмотрению. Иначе
— где же
пресловутаn=
3;
свобода
слова, о
которой так
много
кричали вче
=
88;ашние
и сегодняшн
=
80;е
«демократы&raqu=
o;?
Для
решения это
=
81;
проблемы
нужны
принципиалn=
0;но
новые
учебники.
Прежде
всего — по
правоведенl=
0;ю. Я
вполне гото
=
74;
написать
такой
учебник. Подчё=
;ркиваю:
не «хочу», а
именно
готов.
В переводе
на обиходны
=
81;
русский язы
=
82;,
это не может
означать
ничего иног
=
86;
кроме того,
что другие-д=
077;
не готовы.
Именно это =
103;
и хотел сказ=
072;ть
— не боясь
непременныm=
3; обвинений
в нескромно
=
89;ти. Уж до
скромности
ли теперь! Когда
Отечество в
опасности.
Ведь
написать
нужный
учебник
может тольк
=
86;
человек с
моей
биографией. А я им
=
77;ю
все основан
=
80;я
утверждать,
что
повторение
такой биогр
=
72;фии
в принципе
маловероятl=
5;о. За неn=
5;
немало
заплачено. Иначе
в своё время
я был бы
Командующиl=
4;
Варшавским
Договором
или
Начальникоl=
4;
Генштаба СА
(или бы
просто не
дожил до
сегодняшниm=
3;
дней).
Добавл=
102;:
моя
концепция в
=
86;
многом уже
признана
Обществом
(см. список
литературы).
Вице-пр=
1077;зидент
Международl=
5;ого
Университеm=
0;а
гуманитарнm=
9;х
наук
Осново=
087;оложник
учения о
Концептуалn=
0;ной
власти
Создат=
077;ль
концепции
правовой
защиты инте
=
83;лектуально=
1081;
собственноl=
9;ти,
тезаур=
091;сной
концепции
информации,
концеп=
094;ии
информациоl=
3;огической
сущности
Гражданскоk=
5;о
общества.
Grand Do=
ctor of
Philosophy
Doctor of
Jurisprudence
Doctor of
Business Administration
Доктор эконом=
080;ческих наук
Кандид=
072;т
техническиm=
3;
наук
Профес=
089;ор
Академ=
080;к
Международl=
5;ой
Академии
информатизk=
2;ции,
Академ=
080;и
проблем
безопасносm=
0;и,
обороны и пр=
072;вопорядка.
Информ=
072;циолог, член Elite of
Informationologists of the World
Полков=
085;ик,
ветеран
Великой
Отечественl=
5;ой
войны
Птушенко
Анатолий
Владимироk=
4;ич
465-3786
http://agynch.narod.ru <= o:p>
Лите=
ратура
1.Правове=
076;ение.
Учебник для
вузов.
Ответственl=
5;ый
редактор
доктор юр. н.
Б.И.
Пугинский. М., =
2003
2.Краткий
словарь
современныm=
3;
понятий и те=
088;минов
под ред. доц.
В.А.Макаренк=
086;.
М., 1995
3.А=
;.В.Птушенко.
Успеем ли
поумнеть? //Подм
=
86;сковье
№ 52, 2000
4.А.В.Птуше&=
#1085;ко.
Тяжкий грех
российскогl=
6;
законодатеl=
3;я.
//
Подмосковьk=
7;
№ 7, 2001
5 Птушен=
1082;о
А.В. Земное,
возвышенноk=
7;
и системный
анализ
//Встреча № 5-6, 1989
&=
nbsp;
6.Птушенко
А.В. Где же
самая гуман
=
85;ая
и передовая?
//Голос № 24, 1991
&=
nbsp;
7.Птушенко А.&=
#1042;.
Культура,
которой нам
недостаёт
//Голос № 32, 1991
&=
nbsp;
8.Птушенко
А.В. Нам не
дано предуг
=
72;дать…
//Встреча № 6, 1987
&=
nbsp;
9.Птушенко
А.В. О
человеке,
гармонии и
человеческl=
6;м
факторе
//Встреча № 1, 1988
10.Птушенко
А.В. Шаткость
фундамента //
Изобретатеl=
3;ь
и Рационали
=
79;атор
№ 8, 1988
11.Птушенко
А.В. Качества
эффективноl=
9;ти
и
эффективноl=
9;ть
качества
//Наука и жизн&=
#1100; № 6, 1987
12.Птушенко
А.В.
Одновременl=
5;о
тысяча
Чернобылей
//Голос № 21, 1991
13.Птушенко
А.В. Кризис
власти // Прав&=
#1076;а,
25.08, 1993
14.Птушенко
А.В. Один
банкрот уже
есть // Правда,=
27.
03, 1994
15.Птушенко
А.В. Путь из
тупика //
Столица № 3, 1993
16.Птушенко
А.В.
Остановите
Франкенштеl=
1;на.
// Завтра № 29, 1995
17.=
Птушен=
1082;о
А.В. Защита
интеллекта
=
74;
Гражданскоl=
4;
обществе
//Мир науки,
техники,
образов. № 1–2,1996
18.Птушенко
А.В. О
«традиционl=
5;ых»
ошибках в
науке и
технике //
Техника — мо=
083;одёжи
№ 5, 1997
19.П=
тушенко
А.В. Земные
проблемы
решаются на =
085;ебесах.
// НиЖ № 6, 1991
20.П=
тушенко
А.В. Космос и
рынок // Земля
и Вселенная, 19=
93
21.П=
тушенко
А.В. Защитить
идею! // Химия и
жизнь, 1993
22.П=
тушенко
А.В. Да
здравствуеm=
0;
закон…//
Химия и
жизнь, 1993
23.П=
тушенко
А.В. Голова
или руки? //
Деловая Рос
=
89;ия,
1992
24.П=
тушенко
А.В. Учиться
никому не
поздно.//
Рабочая три
=
73;уна,
1994
25.П=
тушенко
А.В. Каким
должно быть
наше госуда
=
88;ство?
// Бизнес, 1995
26.П=
тушенко
А.В. Процесс
пошёл, однак=
086;
не тот//Лит.
Россия, 1993
27.П=
тушенко
А.В. Мы у
государствk=
2;
не слуги //Пра&=
#1074;да,
1993
28.П=
тушенко
А.В. Как не
заблудитьсn=
3;
в ветвях вла=
089;ти
//Российские
вести, 1994
29.П=
тушенко
А.В. Не может
процветать
экономика,
если
культура
чахнет//РВ, 94
30.П=
тушенко
А.В. Выживет
ли разум на
планете? //Сол&=
#1080;дарность,
1993
31.П=
тушенко
А.В. Куда
поворачиваn=
2;т
наше
сознание? // Ра=
бочая
трибуна, 1994
32.А.
Птушенко.
Правовая
защита инте
=
83;лектуально=
1081;
собственноl=
9;ти.
/ Интеллекту=
072;льная
собственноl=
9;ть
(Авторское
право)
№ 2, 2002.
33.А.В.
Птушенко.
Проблема
выбора наил
=
91;чшей
системы из
числа
конкурируюm=
7;их.
/ Анализ сист=
1077;м
на поро-
ге XXI века,
том третий.
Москва,
ИНТЕЛЛЕКТ, 1996
34.А.В.
Птушенко.
Культура ка
=
82;
фактор
ноогенеза.
35.А.В.
Птушенко.
Огрехи
закона об
авторских
правах. /
Интеллектуk=
2;льная
собственноl=
9;ть
(Авторское
право)
№ 10 – 11, 2002.
36.А.В.
Птушенко.
Типовые
ошибки в
«юридическl=
6;м
языке». /
Интеллектуk=
2;льная
собственноl=
9;ть
(Промыш-
ленная
собственноl=
9;ть)
№ 7 – 8, 2001.
37.А.В.Пт=
1091;шенко.Состо=
;ятельны
ли аргумент
=
99;
«атомных ло
=
73;бистов»?
/
Интеллектуk=
2;льная
собственноl=
9;ть
(Промышлен
=
85;ая
собственноl=
9;ть)
№ 9, 2001.
39.Птушенко.А.=
Скажи=
, кто
твой друг…//
Знание — сил=
072;
№ 7 1987.
40.Птушенк=
1086;.А.
Информация
=
74;
системном
освещении //
Техника —
молодёжи, № 5, 2003
41.Птушенк=
1086;
А.В. Где у нас
компьютернl=
6;е
право? // Эконо=
мическая
газета, № № 13, 14, 2003
42.А.В.Птуше=
нко.
Право —
гарант
безопасносm=
0;и
личности и
общества /
Безопасносm=
0;ь
личности, об=
097;ества
&nb=
sp;
и
государствk=
2;. Сборник
Академии
проблем
безопасносm=
0;и,
обороны и
правопорядl=
2;а,
М., 2002.
43.А.
Птушенко.
Язык мой –
враг мой //
Литературнk=
2;я
газета № 26, 2003.
44.А.В.
Птушенко. О
теории
знания //
Родительскl=
6;е
собрание № 6, 2002
45.А.В.
Птушенко.
Доктор
философии. Гранд
Доктор
философии.
Подготовкk=
2;,
защита
диссертациl=
1;,
ност-
рификация.
Межд.
Академия
Информатизk=
2;ции,
М., 1997.
46.
Птушенко А.В.
Системная
концепция
самоуправлk=
7;ния
/ Национальн=
072;я
безопасносm=
0;ь
и
геополитикk=
2;
Рос-
=
сии
№ 7-8 (48-49), 2=
003.
47. А.В.
Птушенко.
Место
государствk=
2;
в обществе /
Гражданскоk=
7;
общество в
современноl=
1;
Европе, РАН, 2003
48. А.
Птушенко.
Системная
концепция
самоуправлk=
7;ния
/ Общество и
экономика №11, =
2003